На западе буддизм вызвал большой интерес и симпатиюВ западных обществах довольно много людейзанимающих высокие должностиследуют пути буддизма или являются «сочувствующими» емуЭтот момент прекрасно иллюстрируется цитатой Альберта Эйнштейначто он не религиозный человекно если бы был таковымто был бы буддистомЕсли мы посмотрим на современные западные обществамы найдем астрофизика-буддиста из Франциимы найдем выдающегося психолога-буддиста в университете Римаи бывшего судью из Англиитоже буддиста
В целомв Европе отношение к буддизму таковочто это учение очень развитоочень рационально и очень изощренно.  Поэтому очень легко удивитьсяприехавнапримерв Сингапур и обнаруживчто многие люди здесь считают буддизм старомоднымиррациональным и слишком связанным с суевериями.
Первоечто западный человек ценит в буддизмеэто точто он не связан культуройне связан с каким-либо конкретным обществомрасой или этнической группойЕсть определенные религиикоторые связаны культурой (иудаизм является одним из примеров). В буддизме это не такВот почему исторически у нас есть индийские буддистытайские буддистыкитайские буддистышри-ланкийские буддистыбирманские буддисты и так далееи в ближайшем будущем будет больше английских буддистовамериканских буддистовфранцузских буддистов и так далееЭто потомучто буддизм не связан с культуройОн очень легко перемещается из одной культуры в другуюпотому что в буддизме упор делается на внутреннюю практикуа не на внешнюю сторону.
Второй момент касается прагматизма или практичности буддизмаВместо тогочтобы интересоваться метафизикой и академическими теориямибуддизм занимается проблемами как таковымии приближается к ним конкретным образомЭто опять точто очень согласуется с западными идеями об утилитаризмеТо естьесли что-то работаетиспользуйте этоМногое можно сказать обо всемчто касается приоритетов и решения проблемМы не добьемся большого прогресса в развитии мудростиесли зададим неправильный вопросПо сутиэто вопрос приоритетаПервым приоритетом для всех нас является проблема страданийБудда признал это и сказалчто нам бесполезно рассуждать о томвечен мир или нетпотому что у всех нас есть стрела в грудистрела страданияМы должны задать вопросыкоторые приведут к избавлению от этой стрелыЭто можно выразить очень простоМы видимчто в нашей повседневной жизни мы постоянно делаем выбор в зависимости от приоритетаЕслинапримермы случайно что-то готовим на плите и решаемчто пока кипят бобымы будем пылесосить дома когда мы чистим доммы почувствуем запах чего-то горящегоМы должны сделать выборпродолжать ли мы чистить дом или подойтичтобы уменьшить огонь на плитечтобы спасти бобы.
Третий момент - учение Будды о важности проверки через опытОб этом ясно говорится в Его совете КаламамКаламы были людьмиочень похожими на нас в наше современное времякогда мы сталкиваемся с множеством разных ученийОни пошли к Будде и спросили: « поскольку есть так много разных учителейи поскольку все они утверждаличто их учение истиннокак узнатькто говорит правду?». Будда сказал им не принимать что-либо слепоне принимать что-либопотому что это записано на бумагене принимать ничего из уважения к своему учителюили из слуховили потому что это звучит разумноНо чтобы поверить - проверьте точто услышали на своем собственном опытеТолько тогда мы можем действительно сказатьчто мы делаем успехи на пути к просветлениюЭто очень важный моментпотомучто точему учил Буддабудет эффективнымтолько тогдакогда действительно изменит нашу жизньтолько если мы сможем провести такой эксперимент в нашей жизни - мы сможем осознать истинность учений Будды.
Опыт в буддизме состоит из двух компонентов - объективного компонента и субъективного компонентаДругими словамивещи вокруг нас и мы воспринимающиеБуддизм известен своим аналитическим методом в области философии и психологииПод этим мы подразумеваемчто Будда анализирует опыт в различных элементахнаиболее основными из которых являются пять  совокупностей - формачувствовосприятиеумственное формирование или воля и сознаниеПять совокупностейв свою очередьмогут быть проанализированы в восемнадцати элементахи вот - у нас есть еще более сложный анализ с точки зрения этих семидесяти двух элементовЭтот метод аналитическийпоскольку он разбивает вещиНас не устраивает смутное представление об опытено мы анализируем егоисследуем егоразбиваем его на составные частикак разбиваем колесницу на колесаось и так далееИ мы делаем это для тогочтобы понятькак все работает.
Этот растущий интерес к буддизму и эти многочисленные области соприкосновения между учением Будды и тенденциями современной наукифилософии и психологии достигли своего апогея в это самое время в предложенияхвыдвинутых квантовой физикойв последних достижениях в теоретической экспериментальной физикеНе так давно известный физик заметилчто Вселенная действительно является чем-то вроде великой мыслиИ в Дхаммападе сказаночто ум предшествует всем вещамчто ум является создателем всех ментальных состоянийТочно так же упоминается относительность материи и энергииНет радикального разделения между разумом и материейВсе эти признаки теперь постепенно обнаруживаются с последними событиями в науке.
Таким образомв западных контекстах ученыепсихологи и ученые нашли в буддизме традициюкоторая согласуется с некоторыми основными принципами западной научной мыслиВ дополнение к этому они находятчто буддизм особенно интересенпотомучтохотя методы и открытия часто очень похожи на течто были в буддизмеони обнаруживаютчто в науке до сих пор нет пути или метода достижения внутренней трансформацииУ них есть методы строительства лучших городов и скоростных дорогно у них не было никакой системыкоторая позволила бы им создавать лучших людейПоэтому люди на западе обращаются к буддизму.