Лунные подвески привлекают внимание тем фактом, что они встречаются в очень небольших количествах только в ранне средневековых могильниках в Карпатском бассейне. В местах захоронений, где количество могил было велико, они обычно находились только в четырех-пяти могилах.

В Старе-Месте (Чехия), где было найдено 1492 могилы периода 9-11 веков, только три человека были похоронены с лунницами. В могильнике в Дольни-Вестонице (Юг Моравии), где известно более тысячи могил только в пяти были найдены лунницы.

Исключением является могильник Майс (Сербия) (около 1200 могил), где лунницы обнаружены в 18 могилах.

Из всех известных находок лунниц в Карпатском бассейне, только в 120 случаях они были найдены в могилах. Из этого количества в 38 (31, 6%) случаях возраст владельца определить не удалось. Из оставшихся, 57 (69,5%) были дети и подростки, а 25 (30,4%) были взрослыми женщинами.

Анализ ювелирных украшений (сережек, ожерелий с подвесками) в зависимости от возраста и пола умерших, проведенный на Великих Моравских кладбищах, показал, что ювелирные украшения в виде лунниц в основном связаны с могилами маленьких детей и молодых девушек.

Даже в более поздний период (11-12 вв.) подобные ювелирные украшения появляются в основном в детских могилах. На основании этих фактов можно предположить, что наличие лунниц в обозначенных могилах, особенно детских, имело определенное сакральное значение, которое, однако, остается скрытым от нас и, по отсутствию письменных источников и описанию символизма, можно лишь догадываться о предназначении подвесок.

Форма и название кулона не оставляет нам никаких сомнений в том, что он соотносится с серпом Луны, и мы можем предположить, что кулон, скорее всего, имеет ту самую сакральную связь с Луной (как и считают многие исследователи).

Мирча Элиаде, занимаясь историей религии и религиозными идеями различных исторических цивилизаций, стремился приблизить современных людей к различным идеям и явлениям, которые люди древних цивилизаций связывали с Луной. По его мнению, благодаря лунной символике стало возможным поместить в контекст и взаимную близость различные факты, такие как: рождение, смерть, воскресение; вода, растение, женщина, плодородие, бессмертие, космическая тьма, внутриутробная жизнь и посвященное существование с последующим перерождением по лунному типу.

В лунном символизме одну из главных ролей играет взаимосвязь между плодородием и луной, и между Луной, женщиной - матерью и девственностью, что (на первый взгляд) кажется противоречивым. Примеры этой связи можно найти в греческой и римской мифологии, а также в других частях света, очень далеко от районов Средиземного моря, таких как индонезийский архипелаг или территория мексиканских индейцев.

В Ветхом Завете записано, что Господь через пророка Исаию запрещает женщинам носить «полумесяцы», которые женщины считают амулетом плодородия (Исаия 13: 8). Связь между Луной и женщиной, ожидающей ребенка, известна из среды мексиканских индейцев. Мужчины помогают своим беременным женам, молясь на луну в течение всей беременности.

Сочетание Луны и Богородицы в древней мифологии и тот факт, что лунные подвески появились в могилах юных девушек на черниговском захоронении, вдохновило русского археолога Б. А. Рыбакова интерпретировать лунницу как символ для девочек-подростков или один из элементов наряда невесты.

Подвески-лунницы были популярны и широко распространены даже в римские времена. Об этом свидетельствует не только их появление в могилах детей, но и их изображение на бюстах детей и женщин. В течение этого исторического периода они, возможно, считались амулетами, которым были приписаны сила роста и защиты или сила, предназначенная для защиты здоровья владельца.

Связь Луны с Луной позволяет нам рассмотреть другое ее значение: Луне также приписывают способность даровать исключительные способности и наделять знанием. Лунные богини Селена и Геката, например, считаются богинями магии и ворожбы. Из западно-европейских источников можно вычитать, что женщин-ведьм ассоциировали  с Луной. Лунные богини, как уже упоминалось, также являются покровителями женщин во время родов. На протяжении достаточно долгого промежутка времени все зависело от женщин-ведьм, женщин-ворожей  - благополучные роды, здоровье или болезни, счастье или несчастья, долгая жизнь или смерть.

 Но как объяснить, что мы знаем подвески в основном из могил маленьких девочек?

В ранне-славянских верованиях вера в загробную жизнь имела очень широкое хождение. Из некоторых иных религий мы знаем предрасположенность уже маленьких детей к более позднему посвящению (например, ламаистская религия) или даже светскую функцию (например, меч в могилах маленьких мальчиков). Возможно, что этим маленьким девочкам, в чьих могилах были обнаружены лунницы, были предначертано последующее посвящения в женские секреты, и подобные обереги должны были информировать об этом людей в загробной жизни. Среди исследователей, занимающихся толкованием лунниц и ленного символизма в славянской культурной среде, бытует предположений, что подобная форма подвески свидетельствует о лунном культе, в котором Луне поклонялись как младшей сестре Солнца или как невесте Солнца.

Мы можем только думать, гадать обо всех значениях лунниц - защита плодородия и роста, защита от злых сил, символ юных девушек, символ ведьм-ворожей. Некоторые значения более, другие менее вероятны. Однако, по всей видимости, эти подвески-обереги связаны именно с женщиной.