Словосочетание "молот Тора", используемое в адрес конкретного ряда привесок разной степени древности, некогда было предложено археологами и историками, находившими подобные модели привесок на раскопках раннесредневековых курганов и захоронений балтов, славян и, конечно, скандинавов.

Появилось это словосочетание из-за визуального подобия привести с кузнечным инструментом. А мы знаем, что именно молот Мьёльнир был главным оружием бога-воина Тора, одного из величайших и самых почетаемых богов германо-скандинавского пантеона.

Однако, несмотря на то, что большинство археологических находок припысывается скандинавам и германцам, на раскопках на территории современной России и иных территориях славянских поселений было найдено не так уж мало похожих находок.

Эти привески могли там оказаться из-за совместного проживания скандинавских наёмников или переселенцев и коренных жителей рядом или остались от павших воинов, оставшихся в земле; они могли быть завезены купцами на продажу или добыты в результате похода.

Однозначно одно, привеска в виде молота являлась элементом костюма раннесредневекового человека (и мужчины, и женщины).

 

Далее в бой вступают историки разной степени научности и выдвигают одно из предположение, что подобная привеска представляла собой некий сакральный объект, элемент религиозного или мистического культа, которому придерживались современники "молота Тора".

 

Сейчас есть, кроме прочих, две популярные теории о значении подвески. Первая гласит, что подвеска в виде молота Тора призвана привлечь внимание бога Тора, обеспечить человека поддержкой и покровительством этого божества. 

Вторая теория тоже имеет место быть и отталкивается от подобия привески реального изделия. Существует теория, что ношение при себе символа оружия несёт обережный смысл, подвеска ввиде меча, топора, копья, молота оберегает своего хозяина от бед, зла, врагов и неудачи. Оружие было сакральной составляющей жизни и быта человека периода раннего средневековья. Если у тебя есть меч или скрамасакс, или топор, то ты добудешь себе славу и обед, богатство и любовь женщины. Оружию давали имя, его передавали сыновьям, оружием устанавливали границы и вынимали его во славу рода, богов или конунга. Поэтому, по принципу подобия, нательные миниатюры оружия и их охранная сила сопоставлялись с величием их "старших товарищей".

 

В современном мире молот Тора является неотъемлемой частью жизни асатру (приверженцев язычества, Северной Традиции, Северного язычество).

Выдержка из "Основ Вероучения Асатру" (01 октября 2013 года):

".. Молот Тора. Наиболее популярный символ Асатру вообще. Используется в качестве

изображения или подвески в виде молота с укороченной рукоятью, направленной вверх.

Увеличенная версия, представляющая собой собственно молот (материал изготовления может

варьироваться), используется на обрядах для освящения пространства и предметов... " ©

 

Таким образом, молот Тора и в современном мире является неотъемлемой и сакральной частью существования человека. Быть может, он не столь популярен, как в 9-11 веках, но он пережил и периоды христианизации и моды на атеизм, и эксплуатацию фашистскими мистификаторами, и вновь стал символом устойчивости, силы, смелости и веры.